Статьи
Техника экстремального вокала.
 

Для начала определимся с терминологией:

Гроулинг (growling) – дословно переводится как «рычание». Низкий рычащий вокал, использующийся в Black, Death металле.

Скриминг (screaming) – дословно переводится как «кричание». Скриминг представляет собой не просто вопли, а особый тип вокала – слегка хриплый, рычащий вопль. Те, кто хоть раз слушал блэк прекрасно понимают, о чем идет речь.

Теперь поговорим о том, как же научиться петь так-же адски, как и Ваши кумиры. Не стоит думать, что для того, чтобы правильно рычать или скримить нужно иметь какой-то особый тип голосовых связок или чего-то еще. При постоянных правильных тренировках можно запросто «поставить голос» любому. Есть, конечно, такие мастера экстремального пения, до которых дорасти не удастся, потому как их вокал особенный как раз из-за уникального строения связок, но это не должно останавливать настоящего блэкера! Пусть Ваш вокал будет уникальным, а не «таким как у…».
Сразу определимся, что гроулинг и скриминг – формы вокала (пусть и не все это признают), и для того, чтобы ими овладеть придется потрудиться. Россказни о том, что голос нужно прокурить, сорвать или что-то еще – полнейший бред. Прокурить голос за две недели не получится, да и результат Вас вряд ли обрадует. Это будет не гроулинг, а жалкое сипение. И уж тогда-то с блэк-вокалом Вам придется распрощаться. А если Вы по чьему-то доброму совету сорвете голос – Вы не то, что рычать – говорить не сможете. Так что смотрите сами.
Вообще, курение никак не помогает вокалу. Во-первых, курение сажает «дыхалку» и выдать нормальный злой рык с посаженными легкими не удастся, во-вторых – сигаретный дым раздражает и сушит слизистую. Если вы не хотите кашлять полрепетиции – забудьте про сигареты (хотя бы на время репетиции).
Гроулинг и скриминг относятся к т.н. «экстремальному» вокалу, т.е вокалу на пределе возможностей. Ясно, что для того, чтобы выдать более-менее стоящий рык или скрим нужно напрячься. Старайтесь экономно расходовать воздух из легких, чтобы избежать посторонних шипящих звуков и гипервентиляции. И того и другого лучше избегать!
При пении гроулингом старайтесь (по мере возможности) петь по нотам, хотя для непосвященного может показаться, что рычание по нотам неосуществимо. Следите за артикуляцией, слова должны произноситься максимально четко, это помогает более полно овладеть гроулингом, нежели Вы будете просто рычать, не заботясь о разборчивости текста.

Начнем с самого «низкого» брутального гроулинга. Такой тип обычно характерен для death металла, но и в блэке его используют достаточно часто. Петь по нотам при использовании брутального гроулинга не получится, так-же как и четко выговаривать текст. Брутальный вокал имеет самый «жестокий» эмоциональный окрас, за что так распространен средь детстеров. Базовый звук для получения брутального гроулинга – «У». Для получения брутального рыка наберите в легкие побольше воздуха и зарычите максимально низко. Старайтесь, чтобы «-у-у-у» было похоже именно на рык, а не на мычание. Точка излучения звука должна находиться глубоко в груди. Брутальный вокал – вокал грудной, идущий из глубины. При рычании следите за расходом воздуха и артикуляцией!

Следующий стиль вокала – гортанный гроулинг. Базовый звук для такого вокала – «А-Э». Пение, в отличие от брутального гроулинга идет не «в грудь», а «в голову». При достаточном умении гортанный гроулинг позволяет петь по нотам и имеет большую разборчивость, нежели брутал. Пpавильная аpтикуляция - pот откpыт не шиpоко,
губы чуть втянуты внутpь. Важно найти пpавильное положение головы и гоpтани для получения максимального pезонанса.

Гpоулинг типа Barney Grinway - это на самом деле пpактически не pык, а хpип, но вучащий как pык. В значительной меpе в его фоpмиpовании участвует чистый голос, поэтому пеpед занятиями лучше распеться чистым голосом (отчасти это можно отнести и к гоpтанному гpоулингу). Базовый звук - "A". Аpтикуляция - pот шиpоко откpыт. Для данного стиля хаpактеpна pазвитая аpтикуляция, движения челюстей имеют большую амплитуду, что тpебует наличие мощных челюстно-лицевых мускулов.
Пpи пении таким вокалом получается хоpошая pазбоpчивость текста.

Тепеpь pассмотpим скриминг.

Вокал типа Quorton - назван так по имени одного из основоположноков стиля,
основателя гpуппы BATHORY - хаpактеpен для BLACK METAL. Это достаточно высокое веpещание. Собствено такой вокал пpименяют многие блэкстеpы - это pык на миксте или даже на фальцете. Для того, чтобы получить хороший скрим, нужно научиться правильно верещать. Не так, как девчонка, увидевшая мышь, а злобно, как горгулья или что-то в этом духе. Верещите не просто так, а пропевая текст и следя за тональностью. Постепенно добавляйте к визгу рычание, для пущей инфернальности. Визг должен быть похож на высокий рык.

Банды IMMORTAL, SATYRICON и нек. дpугие пpименяют в основном не слишком высокий скpипучий вокал. Он носит pечетативный хаpактеp и не может пpименяться для пения по нотам - вокалист как бы злобно пpоговаpивает свой текст так, что кажется, что он читает какие-то жуткие магические заклинания. По технике это - чисто гоpтанное пение. Это можно назвать pечетативным высоким гpоулингом. Как получить скpипучий звук? Объясню. Пpедставьте, что вы какой-нибудь злобный лепpекон и исказите голос так, чтобы он звучал как голос небольшого и очень злобного существа. Пpи этом пpоисходит подъем гоpтани и появляются высокие обеpтона, голос начинает звучать неестественно, в его звуке появляется что-то магическое и неpеальное, потустоpоннее и инфеpнальное...

Вокал, хаpактеpный для шведского BLACK/DEATH, соответственно пpименяют шведские банды, такие, как DARK TRANQUILLITY, IN FLAMES, DISSECTION и дp., но, конечно, не только шведы могут так петь - и ноpвежцы, финны (CHILDREN OF BODOM напpимеp) и даже наши могут это делать ничуть не хуже. Такой вокал достаточно высок, он гоpловой и в нем часто подмешан чистый голос (напpимеp, у AT THE GATES). Свои особенности данный стиль вокала пpиобpетает, благодаpя хаpактеpной аpтикуляции. Понять пpинципы аpтикуляции в этом стиле можно так: пpоизнесите "вау!" А тепеpь кpикните тоже самое погpомче, больше задеpжавшись на "а" и пpоглотив "у". Чувствуете? Hа "а" pот откpывается шиpоко, на "у" - соответственно закpывается. Считайте, что вы пpоизнесли один звук - "а", а окончание "у" пpидает ему как бы
некотоpую сиpенообpазность, что кpуто. Кpикните тепеpь то же самое с усиленной аpтикуляцией (тепеpь вы знаете как) и пpедставляя, что ваш pот - pастpуб мощного гpомкоговоpителя. Кpуто? Hо если все это делать на чистом голосе, то получается этакий pок-н-pольный вокал, пpименяемый также в метал-pоке, пpеимущественно - не ноpдическом. Поэтому добавьте в голос distortion и повтоpите то же самое. Заметьте - "у" все pавно звучит довольно чисто, что пpидает атмосфеpности, но "а" - это пpосто зло! Кpуто, да? Можно петь и по нотам и довольно высоко. Hекотоpые доводят эту высоту почти до колаpотуpного сопpано, напpимеp, аглицкие банды CRADLE OF FILTH и HECATE ENTHRONED.

Hекотоpые полезные pекомендации:

Пеpиодически, но не часто, во вpемя занятий вокалом глотку можно смачивать жидкостью. Стаpайтесь не пpименять для этого пиво, так как оно сушит (как ни стpанно).

Hе употpебляйте мятные конфеты и другое «освежающее» дерьмо, так как у вас может возникнуть пpивыкание к нему. Употpебление таких сpедств допустимо только в экстpенных случаях, напpимеp, если у тебя чеpез пять минут концеpт, а ты окончательно охpип от куpева.

Hе стаpайтесь петь слишком гpомко, не пеpенапpягайтесь! Ведь есть же микpофоны и усилители.

Помните, что достичь успехов в «экстремальном» пении можно только постоянно тренируясь и совершенствуясь. Для начала неплохо было бы ориентироваться в манере пения на какого-нибудь вокалиста из известной или не очень блэк-банды. так Вы сможете оценивать свои успехи. Постарайтесь освоить максимальное количество техник. Грамотное чередование различных типов вокала может создать неповторимую атмосферу и выработать Ваш неповторимый стиль.

И не забывайте о чистом вокале! Хорошие вокальные данные никому не помешают.

Поскольку гроул очень популярная сейчас техника у молодежных команд, особенно у тех, кто занимается альтернативной музыкой, то важно её выполнять правильно. Иначе можно лишиться способности извлекать вообще какие-либо человеческие звуки.
«Если голос не поставлен (я подразумеваю здесь пение на дыхании и подключение резонаторов) человек поет на горле, на связках. А пение гроулом на связках особенно опасно. Если все остальные приемы приведут к деградации голоса через несколько лет, то гроул, в принципе, может привести после нескольких концертов к полной потере голоса. Прием гроул абсолютно безопасен в том случае, если вы правильно организуете дыхание в организме и правильно посылаете звук в резонаторы».

Сразу отмечу, что все байки о том, что перед тем, как рычать надо выкурить пачку беломора для получения хорошего звука - лажа. Курение моментально сажает дыхалку и раздражает связки, так что после пачки беломора ты не сможешь даже говорить, не только рычать. Если хочешь петь, лучше вообще бросить курить, хотя курение в разумных дозах при правильно поставленном голосе не оказывает существенного влияния на вокал.

У всех типов grawling'а есть общее в том, что практически все они представляют собой форсированный вокал, т.е. чтобы так петь, нужно поднапрячься. Но при этом распространенная ошибка начинающих гроулингеров состоит в повышенном расходе воздуха при звукоизвлечении. Воздух нужно расходовать по возможности экономно: от того, что от тебя идет целый ураган, звук не всегда становится громче, но в него добавляются левые шипяще-свистящие призвуки, затрудняется артикуляция и управление высотой тона, также через некоторое время от гипервентиляции легких у вас подскочит давление и поедет крыша.

Поговорим о "низком" grawling'е. Существует несколько стилей низкого рыка, хотя для лоха рык везде кажется одинаковым. Сейчас мы рассмотрим основные:

Брутальный grawling - характерен для брутального Death metal. Звук как бы идет из самого нутра, из кишечника и т.д. Это - шумовой grawling, не имеющий определенной высоты тона. Базовый звук для получения такого рыка есть звук "У". Итак, наберите побольше воздуха в легкие и зарычите максимально низко, насколько вы можете - "У-У-У...". Но именно зарычите, а не замычите как корова, напрягитесь и не бойтесь испугать соседей - туда им и дорога... При этом старайтесь, чтобы воображаемая точка излучения звука находилась как можно ниже. Следите за расходом воздуха! Следите за артикуляцией - губы в трубочку! На самом деле это - грудной рык, т.е. вы поете на грудь. Поэтому при пении таким вокалом человек даже с небольшими вокальными данными может добиться достаточно низкого и сильного звука. Этот стиль гроулинга недостаточно выразителен и дает большую неразборчивость текста, но он имеет характерный подонческий окрас.

Гортанный grawling - характерен для Doom metal. Звук рождается в горле, пение идет в голову. При достаточном умении позволяет петь по нотам. Базовый звук - что-то среднее между "А" и "Э". Правильная артикуляция - рот открыт не широко, губы чуть втянуты внутрь. Важно найти правильное положение головы и гортани для получения максимального резонанса.

Гроулинг типа Barney Grinway - это на самом деле практически не рык, а хрип, но звучащий как рык. В значительной мере в его формировании участвует чистый голос, поэтому перед занятиями лучше распеться чистым голосом (отчасти это можно отнести и к гортанному гроулингу). Базовый звук - "A". Артикуляция - рот широко открыт. Для данного стиля характерна развитая артикуляция, движения челюстей имеют большую амплитуду, что требует наличие мощных челюстно-лицевых мускулов. При пении таким вокалом получается хорошая разборчивость текста.

Теперь рассмотрим высокий гроулинг.

(ваще то дальше идет про скриминг, но автор текста называет это высоким гроулингом )

Вокал типа Quorton - назван так по имени одного из основоположноков стиля, основателя группы BATHORY - характерен для BLACK METAL. Это типа достаточно высокое верещание. Собствено такой вокал применяют многие блэкстеры - это типа рык на миксте или даже на фальцете. Но вообще в BLACK вокал применяется различный - тут могут присутствовать также и рассмотренные выше стили низкого гроулинга, поэтому рассмотрим высокий гроулинг на ряде показательных примеров.

Банды IMMORTAL, SATYRICON и нек. другие применяют в основном не слишком высокий скрипучий вокал. Он носит речетативный характер и не может применяться для пения по нотам - вокалист как бы злобно проговаривает свой текст так, что кажется, что он читает какие-то жуткие магические заклинания. По технике это - чисто гортанное пение. Это можно назвать речетативным высоким гроулингом. Как получить скрипучий звук? Объясню. Представьте, что вы какой-нибудь злобный лепрекон и исказите голос так, чтобы он звучал как голос небольшого и очень злобного существа. При этом происходит подъем гортани и появляются высокие обертона, голос начинает звучать неестественно, в его звуке появляется что-то магическое и нереальное, потустороннее и инфернальное...

Вокал, характерный для шведского BLACK/DEATH, соответственно применяют шведские банды, такие, как DARK TRANQUILLITY, IN FLAMES, DISSECTION и др., но, конечно, не только шведы могут так петь - и норвежцы, финны (CHILDREN OF BODOM например) и даже наши могут это делать ничуть не хуже. Такой вокал достаточно высок, он горловой и в нем часто подмешан чистый голос (например, у AT THE GATES). Свои особенности данный стиль вокала приобретает благодаря характерной артикуляции. Понять принципы артикуляции в этом стиле можно так: произнесите "вау!" А теперь крикните тоже самое погромче, больше задержавшись на "а" и проглотив "у". Чувствуете? На "а" рот открывается широко, на "у" - соответственно закрывается. Считайте, что вы произнесли один звук - "а", а окончание "у" придает ему как бы некоторую сиренообразность, что круто. Крикните теперь то же самое с усиленной артикуляцией (теперь вы знаете как) и представляя, что ваш рот - раструб мощного громкоговорителя. Круто? Но если все это делать на чистом голосе, то получается этакий рок-н-рольный вокал, применяемый также в метал-роке, преимущественно - не нордическом. Поэтому добавьте в голос distortion и повторите то же самое. Заметьте - "у" все равно звучит довольно чисто, что придает атмосферности, но "а" - это просто зло! Круто, да? Можно петь и по нотам и довольно высоко. Некоторые доводят эту высоту почти до коларотурного сопрано, например, аглицкие банды CRADLE OF FILTH и HECATE ENTHRONED.

Дыхание

Визуальные наблюдения за дыханием в пении и мнения педагогов и певцов о роли дыхания
Если внимательно присмотреться к тому, как пользуются своим дыханием профессиональные певцы, можно отметить большое разнообразие видимых дыхательных движений. Так же разнообразны субъективные ощущения, сопровождающие работу дыхания, и столь же противоречивы мнения певцов о технике и роли дыхания в пении.

Есть певцы и певицы, у которых набор дыхания происходит совершенно незаметно, их грудь не показывает никаких видимых движений. У других грудная клетка весьма ощутимо включена в работу. Иногда движения грудной клетки используются настолько полно, что заметно, как поднимается ее верхняя часть в области ключиц. И само количество набираемого дыхания для пения у разных певцов различно.

Разные певцы по-разному относятся к проблеме дыхания вообще, к типу и количеству дыхания, необходимого для пения. Практически все певцы высшей квалификации, в частности солисты театра "Ла Скала", участвовавшие в опросе, признавали необходимость дыхания в пении, умение распределять его на музыкальной фразе и т.п. Но у одних было представление о дыхании как о ведущем факторе процесса звукообразования, другие не придавали ему такого значения. Так, одна из известных отечественных артисток сказала, что дыхание является для нее главным в процессе образования певческого голоса и в звуковедении. От того, как и куда набрать дыхание, как задержать его и как расходовать, зависят, по ее мнению, все основные качества звука. Второй певец сообщил, что, собственно, никогда об этом серьезно не задумывался: "Дышу, вероятно, как в речи, только беру побольше, когда большая фраза". Очевидно, для него определяющим в управлении певческим голосообразованием является не дыхание, а иные певческие ощущения, посредством которых он осуществляет контроль.

Столь же противоречивы суждения о дыхании итальянских певцов. Д. Семионато: "В своем пении я всегда следовала и следую принципу естественности. Нельзя привить никаких специальных способов дыхания, надо только следовать природе. Я могу сказать, что дышу в пении так же натурально, как и в речи". С Брускантини: "Пение - это вовсе не натуральная вещь, как многие думают. Это все очень искусственно, найдено. Только настоящая учеба вырабатывает определенные навыки пения, только когда меня научили пользоваться дыханием, я моментально почувствовал облегчение".

Различное отношение к вопросу дыхания, естественно, наблюдается и в школах пения. В одних классах обучение начинается с показа правильного певческого дыхания, в других - педагог ничего не говорит о дыхании, если не видит грубых ошибок (перебора дыхания, поднятия плеч во время вдоха, запирания дыхания).

Но и среди тех, кто уделяет большое внимание дыханию в процессе обучения, тоже нет единодушия по вопросу о количестве дыхания, которое следует набирать, и о типе дыхания, которым следует пользоваться. Некоторые педагоги считают ненужным специально набирать дыхание для пения, а предлагают лишь хорошо выдохнуть перед вдохом. При этом дыхание само войдет в легкие в необходимом количестве. Есть и противоположная точка зрения о том, что нужно брать много дыхания, активно его удерживать, опирать: "дыхание не может быть лишним".

То же касается типов дыхания. Одни считают, что во время пения грудь должна быть поднята, хорошо развернута, а живот втянут; другие говорят, что надо вдыхать вниз, в живот, но потом перевести дыхание в грудь, а живот подобрать; третьи рекомендуют делать вдох в бока, четвертые - в спину, пятые - только в живот, выключая грудь из движения, шестые - пользоваться нижнебрюшным дыханием.

В отношении к различным типам дыхания явно прослеживается тенденция к смягчению однозначной жесткой позиции. Так, педагоги первой четверти ХХ века почти в ультимативной форме требуют определенного типа дыхания, причем этот тип у них варьирует от чисто грудного - верхнего до глубокого нижнего. Современные педагоги обычно не столь ультимативны в своих суждениях, хотя разнобой в рекомендации целесообразного типа дыхания сохраняется.

Некоторые исторические данные о дыхании при пении
В итальянском вокальном искусстве XVII и XVIII вв., в так называемой старой итальянской школе, дыханию в пении уделялось большое внимание. В эту эпоху, когда мастерство определялось техникой рулад, трелей, пассажей и каденций, певцы изумляли слушателей исключительно долгим певческим дыханием. Владение голосом строилось на грудном типе дыхания, создававшим возможности для длительного дыхания при умении его сберегать. Г. Манштейн: "Вдох должен производиться без толчков и без раздутия живота, а грудь должна подниматься и опускаться незаметно, чтобы набранного воздуха хватило на возможно долгое время".

Во второй половине XIX века новая итальянская школа провозгласила иные правила: умеренный набор воздуха сменяется более полным вдохом, а тип дыхания становится более низким. Ф. Ламперти: "Во время пения нужно незаметно опускать плечи, расширять грудобрюшную преграду и мускулы живота:". Этот грудодиафрагматический тип дыхания характерен для вокальной техники всех национальных школ начиная примерно с середины прошлого столетия.
· Исторически характер дыхания и характер звука, которым пользовались певцы, были тесно взаимосвязаны друг с другом.
· Вокально-техническое совершенство может быть достигнуто при любом типе дыхания.
· Грудной тип дыхания не является неверным. На нем можно выработать и большую длительность звучания голоса, и большое вокально-техническое мастерство.

Типы дыхания в пении.

В жизни люди используют смешанный тип дыхания, при котором участвует и грудная клетка, и диафрагма в разном их соотношении. В пении, где большинство исполнителей, приспосабливаясь к особым задачам певческого голосообразования, ищет наилучшей дыхательной поддержки, традиционно различаются следующие типы дыхания:

Чисто грудной тип (реберный, костальный)и его разновидность - ключичное (клавикулярное, верхнегрудное) Дыхание осуществляется за счет расширения и поднятия главным образом верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за ее движениями, т.е. выключена из своей активной вдыхательной функции. Живот при этом типе вдоха втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы и иногда плечи заметно поднимаются.
Грудобрюшной тип - 1 (рёберно-диафрагматический, костоабдоминальный) Во вдохе равномерно участвуют и грудные стенки, и диафрагма
Грудобрюшной тип - 2 (нижнерёберно-диафрагматический, костоабдоминальный) То же, но с преобладанием брюшного дыхания.
Чисто брюшной тип (диафрагматический, абдоминальный) Грудная клетка неподвижна. Вдох осуществляется только опусканием диафрагмы, и живот при этом выпячивается вперед.

* есть педагоги, считающие существенной для пения работу так называемой тазовой диафрагмы (мышечное дно таза, запирающее выход из него). Однако, тазовая диафрагма никакой роли в дыхании не играет. Мысль о роли тазовой диафрагмы в пении могла родиться у некоторых певцов и педагогов как следствие субъективных ощущений, возникающих в этой области от сильного поднятия внутрибрюшного давления во время пения.

История вокального искусства и современная практика показывают, что хорошее профессиональное звучание возможно при любом из названных типов пения. Ведь задача дыхательных органов во время пения - это точно координированная с другими отделами голосового аппарата подача дыхания - натренированность, выработанность певческого выдоха. Выбор типа дыхания должен диктоваться соображениями удобства и качественности звучания, а не предвзятым мнением о необходимости развивать определенный, якобы наиболее выгодный тип дыхания. У опытного певца дыхание расходуется мало и оно может быть подано за счет любого отдела выдыхательных мышц. Однако, одно условие всегда должно выполняться: координация дыхания со звуком должна вырабатываться постепенно, последовательно и в одном направлении: нельзя сегодня петь на брюшном дыхании, а завтра на ключичном.

Есть основания полагать, что нижнерёберно-диафрагматическое дыхание создает оптимальные условия для деятельности диафрагмы: при этом типе дыхания площадь прикрепления диафрагмы увеличивается, вследствие чего её тонус повышается. Большинство певцов поют на этом типе дыхания.

Кроме того, дыхание может варьировать в пределах выработанного типа у каждого певца, в зависимости от характера звучания произведения. Лирический стиль исполнения обычно требует более высокого типа дыхания. Драматические произведения нуждаются в более низком, плотном дыхании.

Часто певец сам не знает, каким типом дыхания он пользуется, и его представление об этом может расходиться с точными наблюдениями за дыханием, зафиксированными при помощи аппаратуры.

Практические выводы
При хорошем голосообразовании не следует разрушать сложную систему рефлексов, которыми оно достигается. Например, если ученик пользуется при пении грудодиафрагматическим дыханием, вряд ли имеет смысл учить его какому-то особому типу вдоха, чтобы улучшить голосообразование. При правильной тренировке в пении при этом типе дыхания может быть достигнута высокая степень профессионализма.

Организация певческого выдоха
Не столько важен тип вдоха сколько организация выдоха. Здесь выработаны общие правила:
· По окончании фразы излишек дыхания полезно выдохнуть прежде, чем начать новый вдох.
· Выдох должен быть активным.

 
 
© 2007-2008 Destruction Zone
Designed by Nyphalim
Hosted by uCoz